^include[header_inc.html] cv Totalrealism info sale
^projectList[best.cfg;bestproject_position.html]
 
 

© 2003-2008, Georgy Pervov. Design by Dmitry Yakovlev & Maxim Karaboz
Рейтинг@Mail.ru
Тоталреализм - реалистическая фотокартина целой жизни


Первов Георгий. Манифест (Manifesto), март-июнь 2004г.

В системе, широко определяемой как реализм, создано направление изобразительного искусства "Тотальный реализм, тоталреализм" (Total realism, totalrealism)

Фотография обладает невиданной оперативностью и точностью в фиксации действительности. Возможности современных технических средств позволяют увидеть объект в высочайшей степени достоверности. К примеру, живописи, а именно она столетиями претендовала на право верного отражения действительности, остается только мечтать о силе воздействия фотографии. По сравнению с тысячелетней историей развития живописи возможности цветной фотографии в раскрытии потенциала окружающей реальности только еще осознаются и реализуются. Всеохватность, беспрецедентные изобразительные свойства, демократизм и массовая доступность, делают технику фотографии самой адекватной для реализации, как глобального персонального проекта, так и массового. Я не вижу смысла уходить за поиском истины в горние выси. Она рядом. Всегда ли есть надобность конструировать рафинированные формы, когда, буквально под ногами, живые, полновесные, ассоциативно богатые, неисчерпаемые? Создание множества произведений и осознание их как модели бытия с живым нервом реального, подтолкнуло меня на поиск метода, в котором любое, даже малое явление, к примеру, след от травы, нарисованный ветром, заняло бы свое исключительное место. Осознание содержательного потенциала реалистичного отражения действительности привело к пониманию, что широкое определение реализма настолько запутано или дискредитировано, что не может отразить сущность моего метода, и нуждается в более конкретном термине связанным с конкретным направлением. Что только не называли "реализмом": религиозную живопись средневековья, живопись Возрождения, "реализм" национальных школ, социалистический "реализм", "реализм" фашизма, и т.д. "Реализм" провозглашал идеи правдивости, объективного отражения реальности, а в действительности представлял собой натуралистический, идеалистический, пропагандирующий мелкобуржуазные идеи и вкусы и т.п. метод. Смириться с прикладными функциями, связанными с "реализмом", я не могу и предлагаю определение художественного метода, который обосновываю и развиваю - ТОТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ, ТОТАЛРЕАЛИЗМ (TOTAL REALISM, TOTALREALISM) - тождественный категории "полноты бытия", который можно назвать, но нельзя определить. Движение к постижению полноты материальности реальности в её глубине и подлинности в противовес дигитализации, виртуализации, рафинированности искусства и жизни. Нелинейная неравновесная система, резко изменённая, возникшим порядком из хаоса. Процесс, перманентное становление. Развивающийся во времени персональный проект полноты индивидуального опыта в синергии с реальностью, постигая сущность которой, человек одновременно приближается к пониманию своего собственного бытия...
…Идеал, самодостаточный, в неразрывной связи с познающим, сконцентрированный, завороженный, как вещь в себе или имеющий оправдание в самом себе, не имеющий отношения к потребностям человека, самотрансцендентный, интересный сам по себе, самоценный, оторванный от времени и пространства, универсальный, вне категорий высокого и низкого, вне иерархий, конкретный и абстрактный во всех аспектах, неизъяснимый житейским языком, его возможно описать лишь целостно, языком поэзии, искусства, забавный, комичный, смешной, абсурдный, но одновременно пронзительный, мучительный, объект и познающий неразменные и незаменимы никем и ничем...


Литература:
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М;1961.
Abraham Harold Maslow. The farther reaches of human nature. Penguin books 1971.



РОЖДЕНИЕ БОЛЬШОГО ПРОЕКТА

Тоталреализм - реалистическая фотокартина целой жизни
 

После нескольких лет творческих поисков настало время подвести некоторые итоги. Миссия направления - "тоталреализм - реалистическая фотокартина целой жизни". Центральное произведение в технике фотографии - "реалистическая фотокартина"
 

Ко мне попал старый фотоальбом моей прабабушки. Об альбоме знали многие родственники, но видели его нечасто. Это была оберегаемая реликвия. Елизавета Кузьминична Туманова жила 90 лет, 1879-1969 г. С возрастом связь с прошлым у нее поддерживалась благодаря именно этому фотоальбому, внутри которого отобразились переплетения известных ей судеб. Границы кожаного переплета сохранили в нетронутом виде целый мир, не позволили времени распылить по закоулкам фрагменты дорогого в ее жизни. Во многом, альбом свидетельствовал, что ее жизнь была, а не привиделась в старушечьем сне.

На примере фотоальбома я вижу большой потенциал в создании системы, своего рода "рамки" рассмотрения (сохранения, изучения), границы которой позволяют увидеть реалистическую фотокартину целой жизни - мозаику, собранную из разрозненных фрагментов.

Изначально, я "просто фотографировал", искал интересное. Однако вскоре понял, что жизнь предлагает факты содержательнее, чем мои ограниченные представления относительно того, каким должно быть искусство и как оно должно выглядеть.

Естественным образом стали собираться группы различных объектов, явлений. Не я собирал их в проект, а буквально, они сами его образовали, обнаружив внутренние связи между собой. Большое и малое, высокое и низкое, несовместимое - дополняли друг друга. Человек, надпись, предмет, вообще непонятно что - все это стало сосуществовать как неразрывное целое. Создалась некая суперсистема - своего рода модель бытия.

Раньше я долго пытался определить, чем же занимаюсь, но все выходило не по существу и неправдоподобно, до того момента, как 13 марта 2004 г. мне не пришла в голову идея термина "тотальный реализм", "total realism", "тоталреализм", "totalrealism" применительно к обозначению конкретного подхода и метода, реализуемых мной в технике фотографии.

До того мне думалось, что всё значительное в искусстве создано и казалось невероятным создать предпосылки для нового большого направления. Сейчас, однако, становится более определенным, что множество различных взглядов, как ручейки, могут влиться в большую реку, а не стекать в большое болото "просто фотографии", находя там свое забвение, испаряясь из истории. Я уверен, что цель Большого проекта заключается в "создании мира, разделяемого людьми", и он, как все по-настоящему значительное, всегда будет иметь продолжение.

Потребовалось какое-то время, чтобы проверить все доступные источники по теории искусства на предмет существования подобной области исследования и терминов, ее обозначающих. Выяснилось, что словосочетание "тотальный реализм" довольно устойчиво, но бессистемно появлялось в разных сферах. Сложносоставное слово "тоталреализм" "totalrealism" придумал я. Ничего подобного тому, что подразумевал я, в виде системы и обозначающего ее адекватного термина, нигде найдено не было. Такой подход и способы исследования были, наверное, всегда, только не было названия и определенной идеи-миссии, определений, типологии. Все, что раньше не могло втиснуться в узкие рамки и идейные конструкты - вдруг встало на свои места.

Миру фотографии, занимающему исключительное место в культуре, требуются уточняющие термины и определяющие методы. Естественно, могут существовать многочисленные пути - свидетельства интеллектуальных поисков и различных точек зрения, но сейчас все подходы, по сути, очень разные, называются одним единственным словом - фотография, что уже давным-давно недостаточно и неинформативно.

В моем случае получалось, что определения "просто фотография", "репортаж", "стрит-фотография" ничего не могли объяснить. Я свободен в выборе сюжетов, они не созданы в рамках заказной работы (что не исключает обратного), обладаю рядом значительных произведений, но приткнуться мне было некуда, не было места и адекватного определения того, чем занимаюсь.

В манифесте, созданном в марте-июне 2004 г., я обозначил круг аспектов, являющихся моими основополагающими взглядами и имеющих прерогативу на то, чтобы представлять персональный реалистический проект. Таким образом, в системе, широко определяемой как реализм, было создано направление изобразительного искусства "Тотальный реализм", "Тоталреализм", "Total realism", "Totalrealism".

Созданы: означаемое - имя, как термин, и означающее - система в виде фотографий в материальном воплощении - фотокартин. Фотокартиной я называю качественное итоговое произведение, выполненное в технике фотографии в различных направлениях и жанрах. Со временем обнаружились, важные параметры, введенные мною, благодаря которым фотокартина обретала новое измерение - дата создания и название.

Исключительно важно было определить, чем же является основное произведение в технике фотографии. Ведь название высшей формы - это критерий. Теперь можно сказать, что есть система подходов с итоговым произведением в виде реалистической фотокартины. Получается цепочка: от "фотки", фотографии, фотокартины - к реалистической фотокартине.

Следует отметить, что техника фотографии является фундаментальной среди техник визуального искусства, реальность она транслирует напрямую, без искажений и с минимумом потери информации.

Существуют все предпосылки к тому, чтобы реалистическая фотокартина стала центральным произведением в ряду визуальных искусств и стала по праву олицетворением реализма (тотального реализма) в изобразительном искусстве, оттеснив остальные техники и направления, фигуративно-сюжетную, реалистическую живопись, как условно реалистические.

Я декларирую, ясное и простое послание: фундаментальная система изобразительного искусства - реализм, основное направление - "тотальный реализм", техника - фотография, произведение - реалистическая фотокартина. Нереалистические системы и направления в изобразительном искусстве менее приоритетны и по большей части являются декоративно прикладными или в худшем случае коммерчески-салонными промыслами. Они не могут вызывать глубокий эмоциональный отклик, ставить и решать вечные вопросы жизни. Для себя я определяю две области - Образное современное искусство и безОбразное (малообразное) современное искусство. Первая имеет непреходящую ценность - человек и его чувства. Подлинная редкость. Вторая - умозрительно-формотворческая, всегда во все времена представлена подавляющим большинством. Зачастую веяние моды, отправляется на свалку истории. Слово-эпитет "искусство" обесценилось в культобороте, употребляясь без разбора. Определения "образное визуальное творчество", "безобразное визуальное творчество", "современное визуальное творчество" корректнее и, в большинстве случаев, по существу. Определение "современное визуальное творчество" более точно определяет область, которая сейчас называется современным искусством.

Художник-реалист - это всего лишь умновидящий. Быть тонким наблюдателем своего времени и уметь фиксировать его, дорогого стоит, и должно больше всего цениться. Через осознание возможностей фотографии предстоит выход на новый уровень художественной выразительности, оттачивание и раскрытие новых возможностей этой молодой, по историческим меркам, техники! Предстоит еще в большей степени усовершенствовать арсенал выразительных средств, накопленных историей искусства, чтобы раскрыть их в реалистическом произведении на новом историческом эстетическом и техническом витке!

У меня, конечно, есть своя система технических навыков, профессиональные установки, критерии, собственно метод, но это не относится к сути направления, и здесь я их не хочу касаться. Технические аспекты - частности, главная цель - изучение, поиск содержательных явлений, интересного, глубокого и отображение всего этого в произведении.

Важно идти по своему пути и в деятельном миросозерцании быть самим собой.

Во все времена это было и всегда будет самым сложным. В отличие от механистичности в подражании некоему стилю, манере, тут нечему подражать. Здесь только свой путь и своя точка зрения. Очевидно, что, постулируя подобное, создается "открытый проект" с "открытыми ценностями". Много людей могут не только разделить мои взгляды, но и привнести свое видение жизни, свою точку зрения - реализовать свой проект тоталреализма.

Сейчас я прохожу свой путь в этом направлении, проживаю свое время, свою жизнь, и то, что меня тронуло, отображаю. Это живой процесс с возможными ошибками, ложными дорогами и - новыми открытиями.
 

Георгий ПЕРВОВ
10 декабря 2006 г.

www.pervov.ru

Статья напечатана в журнале Foto&Video, апрель 2007.